(495)642-13-58,

(916)211-50-88

info@logen.ru

Обзор рынка информационных технологий

Падение IT-рынка в кризисные годы было предсказуемо и неизбежно. Так, в 2009 году совокупная выручка компаний, входящих в рейтинг «Российские информационные и коммуникационные технологии»1, сократилась на 16,9% по сравнению с 2008-м, составив 330 млрд руб.

Отечественные IT-компании (см. Таблицу), из года в год помогавшие бизнесу и государству оптимизировать технологии и процессы управления, сегодня вынуждены уделять большее внимание собственной эффективности, принимая подчас непопулярные меры. Кризис ускорил процессы выведения непрофильных и низкомаржинальных направлений деятельности из структуры бизнеса IT-компаний.

Таблица. Список крупнейших российских IT-компаний по итогам 2009 года

При перерасчете показателей выручки в долларах США (по US GAAP, аудированной Deloitte) на рубли использовался средневзвешенный курс доллара за 2009 год по данным ЦБ РФ (1 долл. США = 31,7189 руб.).

Источник: агентство «Эксперт РА». Полная версия рейтинга опубликована на сайте агентства www.raexpert.ru.

Как изменился спрос на IT-рынке за последнее время

Акценты в развитии IT-рынка с началом мирового кризиса сместились с модернизации и закупки нового оборудования к оптимизации уже имеющегося IT-парка. Этот тренд до сих пор можно считать определяющим картину рынка. Еще одна важная тенденция – снижение спроса на IT-услуги со стороны частного бизнеса. Сгладить негативный эффект IT-компаниям помогала работа по государственным контрактам, договорам с региональными и муниципальными властями. Наличие государственных заказчиков стало «подушкой безопасности» для ряда IT-компаний, вызвав зависть и пересуды у коллег, не сумевших наладить сотрудничество с госструктурами.

Распределение выручки компаний из упомянутого рейтинга по отраслям экономики в 2009 году указывает на то, что государство по-прежнему остается для IT-компаний ключевым заказчиком. На госструктуры приходится свыше 20% объема реализации продуктов и услуг этих предприятий. Не стоит также сбрасывать со счетов и заказы для акционерных обществ с госучастием. Хотя они не включены в сегмент «государственное управление», чиновники в значительной степени влияют на управление этими компаниями. Поэтому в действительности объемы заказов органов власти и близких к государству структур значительно выше указанных 20%, однако точно оценить этот показатель не представляется возможным.

Что осложняло работу IT-компаний в 2010 году

Вместо налоговых послаблений, которые могли бы помочь отрасли информационных и коммуникационных технологий развиваться, государство приготовило компаниям непроизводственной сферы неприятный подарок. С 1 января 2010 года вместо привычного ЕСН требуется уплачивать страховые взносы2. У предприятий сферы услуг в структуре затрат высок удельный вес фонда оплаты труда; скажем, у IT-компаний доля заработной платы может достигать 80%. В компании IBS подсчитали, что при этом повышение налоговой нагрузки с 14 до 26% автоматически означает рост себестоимости на величину до 10%..

С другой стороны, чем выше зарплата, тем меньше налоговые потери по сравнению с потерями при уплате ЕСН. Другими словами, новая система налогообложения привела к тому, что держать в штате сотрудников, зарабатывающих в год около 400–500 тыс. руб., стало намного накладнее, чем раньше. Приспосабливаясь к работе в условиях кризиса, IT-компании гораздо охотнее сокращали специалистов, нежели нанимали новых. Так, по итогам 2009 года в IT-компаниях из первой десятки рейтинга численность персонала сократилась в среднем на 360 человек, составив 2362 сотрудника.

В каких сегментах IT-рынка ситуация наиболее благоприятная

Уже не первый год лучшие результаты отмечаются аналитиками в сегментах IT-услуг и разработки ПО. Правда, если по итогам 2008 года динамика выручки в этих сегментах была положительной, то в 2009-м выручка компаний, оказывающих IT-услуги, все же уменьшилась на 7,1% (что, однако, еще не так плохо, учитывая безусловный провал в других сегментах) и лишь разработчики ПО продемонстрировали рост на 1,9% (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение выручки IT-компаний в 2009 году (%)

Источник: агентство «Эксперт РА».

Направления деятельности, спрос на которые в кризис не только не уменьшился, но даже возрос, очевидны. Это:

  • информационная безопасность;
  • управление бизнесом, в том числе бизнес-аналитика и виртуализация (способ увеличить вычислительные мощности без масштабных затрат на новое оборудование);
  • интернет-услуги.

Информационная безопасность

Предприятия, занимающиеся вопросами информационной безопасности и обеспечения бесперебойности IT-услуг, находятся в выигрышном положении сравнительно с большинством других IT-компаний (см. Рисунок 2). Многие заказчики прекрасно понимают, что экономить на безопасности и бесперебойности процессов нельзя.

Рисунок 2. Структура выручки IT-компаний в 2009 году (%)

Источник: агентство «Эксперт РА».

Мощным подспорьем для развития рынка информационной безопасности стало требование государства к операторам персональных данных: используемые этими компаниями информационные системы не позднее 2011 года должны быть приведены в соответствие с нормами федерального закона «О персональных данных».

Управление бизнесом

Год от года растет мировой рынок средств бизнес-аналитики. Такая динамика позволяет прогнозировать рост этого сегмента и на российском рынке (см. Сегмент бизнес-аналитики будет расти).


Сегмент бизнес-аналитики будет расти

Термином business intelligence называют программные продукты, позволяющие аналитикам изучать большие объемы информации, выявляя ключевые факторы эффективности бизнеса, а также средства для трансформации отчетности и бюджетирования.

Согласно отчетам компании IDC, мировой рынок средств бизнес-аналитики вырос за последние три года с 5,8 млрд до 6,5 млрд долл. США. Вплоть до 2014 года эксперты прогнозируют годовой рост примерно в 7%. Лидер глобального рынка – компания SAP (ее доля составляет 24%), следом идут Oracle, SAS Institute, IBM и Microsoft.

В России основными пользователями средств бизнес-аналитики последние два года были компании из сферы ритейла. А с 2010 года самым крупным заказчиком становится государство, в том числе органы прокуратуры и Росстат.

По материалам открытых источников



Повышенной популярностью с наступлением кризиса стали пользоваться системы, позволяющие управлять взаимоотношениями с клиентами (CRM). Интерес к таким IT-приложениям теперь проявляют и компании, бывшие в советские времена монополистами. К примеру, уже после начала мирового кризиса Сбербанк России приступил к внедрению системы Oracle Siebel CRM, которая с октября 2009 года используется для работы с крупными корпоративными клиентами банка (компаниями с выручкой более 2,5 млрд руб.).

Также растет интерес заказчиков к консалтинговым услугам по вопросам организации работы с имеющимися IT-активами компаний (IT asset management). В ходе реализации таких проектов внедряются, в частности, эффективные процедуры бюджетирования, распределения и отслеживания затрат.

Некоторые игроки IT-рынка называют самыми востребованными в последние полтора года консультации по вопросам лицензирования. Эта услуга включает изучение имеющегося у заказчика ПО и выяснение того, кем оно используется. По результатам анализа даются рекомендации на предмет оптимального числа и состава лицензий вплоть до перехода на использование альтернативного ПО.

Необходимость управлять лицензиями на ПО обусловлена ужесточением законодательства в сфере интеллектуальной собственности (часть 4 Гражданского кодекса РФ). Ответственность компаний за нарушения закона возросла. В частности, структуры МВД имеют право не только изымать и форматировать жесткие диски, на которых развернуто нелицензионное ПО, но и конфисковать системные блоки, где установлены пиратские копии программных продуктов. Предполагается, что в краткосрочной перспективе интерес к проектам управления IT-активами сохранится.

Интернет-услуги

Сегмент интернет-услуг особенно активно растет в банковском и страховом секторах, туристической индустрии и сфере государственного управления. Знаковыми событиями стали открытие в декабре 2009 года единого портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и утверждение плана, согласно которому федеральные органы исполнительной власти должны наладить предоставление электронных услуг.

В будущем небольшие компании, вероятно, станут чаще арендовать инфраструктуру и программные продукты: это реальный способ сэкономить. Однако такие интернет-услуги еще не слишком популярны в России, поскольку о них известно немногим (см. Облачные вычисления позволяют экономить).


Облачные вычисления позволяют экономить

Интернет предоставляет компаниям возможность пользоваться практически любыми технологиями и программами без их покупки, то есть за абонентскую плату. Самым большим спросом пользуется аренда выделенных и физических серверов (инфраструктуры). Второй по популярности – хостинг приложений для совместной работы: корпоративная почта, сервисы мгновенного обмена сообщениями и пр. И наконец, еще мало востребован на российском рынке виртуальный доступ к специализированным и индустриальным приложениям, например к сервисам поддержки процесса продаж, CRM и пр.

По материалам открытых источников




Говорит Генеральный Директор

Сергей Лысаков Генеральный Директор компании Stack Group, Москва

Сервисы, основанные на использовании облачных и виртуальных сред, согласно данным компании Gartner, уверенно лидируют среди 10 самых перспективных направлений на мировом IT-рынке в 2010 и 2011 годах. В России, по прогнозам компании IDC, рынок облачных сервисов также характеризуется положительной динамикой развития: ожидается, что за 2009–2014 годы его объем возрастет с 4,8 до 161,5 млн долл. США. Но по сравнению с мировым рынком облаков это все-таки очень мало – не более 0,2–0,3%. Такой показатель обусловлен слабым развитием российской IT-инфраструктуры. Чтобы исправить ситуацию, нужно совершенствовать имеющиеся каналы связи и строить современные дата-центры, дефицит которых, по нашим расчетам, сейчас составляет около 1360 среднестатистических площадок вместимостью 250 стоек. Однако, как ни парадоксально, сегодня мы имеем хорошие шансы использовать многолетнее технологическое отставание России от США и Западной Европы как стратегическое преимущество: пока в развитых странах решают проблемы оптимизации унаследованных ИКТ-решений3, нам ничто не мешает использовать качественно новые технологии уже сейчас. Подтверждение тому – прототип дата-центра нового поколения «Stack.КУБ», разработанный нашим центром инноваций. Испытания, проведенные летом 2010 года, показали преимущества этого комплексного решения по сравнению со всеми ныне известными в мире типами дата-центров. Достаточно сказать, что впервые в отрасли нам удалось совместить наилучшие значения пяти важнейших для дата-центра параметров (это скорость введения в эксплуатацию, затраты на оснащение и развитие, качество по запросу, энергоэффективность, отсутствие ограничений по адаптации к требованиям времени на протяжении всего жизненного цикла).


1 Очередное ежегодное исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» «Обзор рынка информационных и коммуникационных технологий», а также список крупнейших IT-компаний по итогам 2009 года опубликованы 10 мая 2010 года. – Примеч. редакции.

2 В 2011–2019 годах IT-компании смогут платить страховые взносы по пониженным ставкам. См. материал «Обзор новых документов». – Примеч. редакции

3 ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.

Автор: Алексей Ходырев

Источник: http://e.gd.ru/article.aspx?aid=222485


Возврат к списку


Статьи взяты из различных информационных источников и затрагивают тематику деятельности компании. К некоторым статьям даются комментарии наших специалистов. Если вы считаете, что какая-то статья нарушает авторские права (хотя мы указываем как автора, так и источник), то напишите нам на info@logen.ru и мы рассмотрим ваш вопрос. 

© 2009-2021, ООО "Логен" (консалтинговая группа "Logic Engineering"). Экспертная постановка управления и учета на 1С. Все права защищены.

При воспроизведении любым способом материалов сайта необходима прямая рабочая ссылка на www.Logen.ru.


Rambler's Top100


Яндекс.Метрика